понедельник, 7 июля 2014 г.

дополнительная программа по спортивно-оздоровительному направлению


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 39» ГОРОДА КИРОВА

 

  «УТВЕРЖДАЮ»

                     Директор школы:________

  Бабинцева И.Н.

                                         Приказ № ____от ____________2013 г.

 

 

      «СОГЛАСОВАНО»

                           Заместитель директора по УВР

                       _________/Агалакова С.И./

                             «_____»_______________2013 г.

 

      «РАССМОТРЕНО»

                                                             Руководитель ШМО учителей начальных классов

                      ________/Агалакова С.И./

                                               Протокол №____ от_____________2013г.

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО  НАПРАВЛЕНИЯ   

 « НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ»

1 «Б» КЛАСС

НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                               

                                                              Автор-составитель:

                                                              Огородникова  Инна   Георгиевна, 

                                                              учитель начальных классов

                                                              I квалификационной категории

 

 

 

 

Киров 2013г.

Пояснительная записка

           Программа кружка «Народные подвижные игры» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе модифицированных программ В.Н. Чмутова «Русские народные игры» и   Е.И.Леляковой «Подвижные игры».

Кружок   введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках  спортивно-оздоровительного направления. Программа данного кружка рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа, 1 час  в неделю. Во 2-4 классах по 34 часа, 1 час в неделю. Программа кружка  реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с   образовательным планом.

Актуальность программы

   Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.  Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.

     Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.

Игра как средство воспитания.

Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.

Игра в жизни ребенка.

Игры предшествуют трудовую деятельность ребенка. Он начинает играть до того, как научится выполнять хотя бы простейшие трудовые процессы.

Таким образом, игровая двигательная деятельность не является врожденной способностью, свойственной младенцу с первых дней его существования. Предпосылками игровой деятельности в онтогенезе служат рефлексы. Двигательная игровая деятельность возникает в жизни ребенка условнорефлекторным путем, при тесной взаимосвязи первой и второй сигнальных систем. Она формируется и развивается в результате общения ребенка с внешним миром. При этом большое значение имеет воспитание как организованный педагогический процесс.

 

Оздоровительное значение подвижных игр.

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела, игры.

      Данная программа актуальна, так как участвует в решении одной из самых первоочередных задач современного образования – формирование здорового образа жизни младших школьников, через специально организованную двигательную активность ребенка.

Цель программы: создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных народных игр через включение их в совместную деятельность.

 Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач:

 

Обучающие:

Ø  приобретение знаний о народных играх, о традициях, истории и культуре русского народа;

Ø  обучение разнообразным правилам народных игр и других физических упражнений игровой направленности;

Ø  прививать необходимые теоретические знания в области физической культуры, спорта, гигиены.

 

Развивающие:

Ø  Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;

Ø  Гармоническое развитие функциональных систем организма ребёнка, повышение жизненного тонуса;

Ø  Повышение физической и умственной работоспособности школьника.

 

Воспитывающие:

Ø  формировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье;

Ø  привить учащимся интерес и любовь к занятиям  различным видам спортивной и игровой деятельности;

Ø  воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности.

 

Особенности организации занятий по программе

 С детьми проводятся групповые занятия, которые предусматривают и индивидуальную работу с детьми. В программе используется больше практической части, чем теоретической. Это обусловлено тем, что практика даст больший результат в обучении теория в данной программе, так как это увлекательней и интересней.

Во время теоретических занятий целесообразно использовать активные формы диалога: дискуссии, диспуты, дебаты. Это положительно сказывается на усвоении материала.

После теоретической части занятий ребята  сразу закрепляют ее на практике вовремя  игр

Содержание программы   направлено на расширение знаний учащихся о  культурах разных народов.  Учащиеся знакомятся с разновидностями народных игр,  учатся правилам игры. Огромное значение   в развитии личности ребенка имеют игры , которая является технологией в преподавании предмета. В игровой форме ребенок познает окружающий мир знакомится с другими национальностями,осознавая свою индивидуальность.

Планируемые результаты

В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся I класса должны:

            Знать:

  •  историю возникновения русских народных игр;

·         основные факторы, влияющие на здоровье человека;

·         правила проведения игр, эстафет и праздников;

·         правила поведения во время игры.


     Уметь:

·         выполнять упражнения в  игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);

·         проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию;

·         владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарём;

·         применять игровые навыки в жизненных ситуациях;

  • уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.

Ожидаемый результат

  • Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
  • Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
  • Развитие умений работать в коллективе.
  • Формирование у детей  уверенности в своих силах.
  • Умение применять игры  самостоятельно.

Содержание курса  программы состоит из  6  разделов.

Первый раздел -  игры, отражающие отношение человека к природе

Первый раздел включает в себя игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры: "Гуси-лебеди", "Волк во рву" , "Волк и овцы" , "Вороны и воробьи", "Змейка" , "Зайцы в огороде" , "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки" , "У медведя во бору", "Коршун и наседка" , "Стадо" , " Хромая лиса" , "Филин и пташки". "Лягушата", "Медведь и медовый пряник", "Зайки и ежи" , "Ящерица", "Хромой цыпленок", "Оса" и их различные варианты.

 Первый год обучения Освоение универсальных умений управлять эмоциями в про­цессе учебной и игровой дея­тельности.  Учить излагать правила и условия про­ведения подвижных игр, проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр, соблюдать дисциплину и прави­ла техники безопасности во вре­мя подвижных игр.

Практическая работа. "Гуси-лебеди", "Волк во рву" , "Волк и овцы" , "Вороны и воробьи", "Змейка" , "Зайцы в огороде" , "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки"

Второй год обучения. Отрабатывать навыки  двигательных дейст­вий, составляющих содержание подвижных игр.

 Практическая работа. "Зайцы в огороде" , "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки" , "У медведя во бору", "Коршун и наседка" , "Стадо" , " Хромая лиса" ,

Третий год обучения. Формирование  универсальных уме­ний в самостоятельной органи­зации и проведении подвижных игр. Учить излагать правила и условия про­ведения подвижных игр, проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр, соблюдать дисциплину и прави­ла техники безопасности во вре­мя подвижных игр.

 Практическая работа." Хромая лиса" , "Филин и пташки". "Лягушата", "Медведь и медовый пряник",

Четвёртый год обучения. Учить  взаимодействовать в парах и группах при выполнении техни­ческих действий из спортивных игр. Осваивать универсальные уме­ния управлять эмоциями во вре­мя учебной и игровой деятель­ности.

Практическая работа. "Зайки и ежи", "Ящерица", "Хромой цыпленок", "Оса" и их различные варианты.

Второй  раздел -игры с историческим наследием русского народа,  отражающими повседневные занятия наших предков.

С историческим наследием русского народа знакомит второй раздел  - "Быт русского народа", в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Во второй раздел входят народные игры: "Дедушка-рожок", "Домики", "Ворота", "Встречный бой", "Заря", "Корзинки", "Каравай", "Невод", "Охотники и утки", "Ловись рыбка". "Птицелов", "Рыбаки", "Удочка",
"Продаем горшки", "Защита укрепления", "Захват флага", "Шишки, желуди, орехи", а также различные их варианты. (1-2  год обучения)

Первый год обучения. Совершенствовать умение  излагать правила и условия про­ведения подвижных игр, проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр, соблюдать дисциплину и прави­ла техники безопасности во вре­мя подвижных игр. 

Практическая работа. "Дедушка-рожок", "Домики", "Ворота", "Встречный бой",

Второй год обучения. Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в про­цессе учебной и игровой дея­тельности. Проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр. Соблюдать дисциплину и прави­ла техники безопасности во вре­мя подвижных игр.

Практическая работа. Заря", "Корзинки", "Каравай", "Невод", "Охотники и утки".

Третий год обучения. Формирование  универсальных уме­ний в самостоятельной органи­зации и проведении подвижных игр, умений излагать правила и условия про­ведения подвижных игр. Учить осваивать двигательные дейст­вия, составляющие содержание подвижных игр, взаимодействовать в парах и группах при выполнении техни­ческих действий в подвижных играх.

 Практическая работа. "Ловись рыбка". "Птицелов", "Рыбаки", "Удочка", "Продаем горшки".

Четвёртый год обучения. Совершенствовать умение проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр,  соблюдать дисциплину и прави­ла техники безопасности. Осваивать технические действия из спортивных игр. Моделировать технические дейст­вия в игровой деятельности.

Практическая работа. "Защита укрепления", "Захват флага", "Шишки, желуди, орехи", а также различные их варианты.

Третий раздел -игры сверстников прошлых столетий

С большим интересом современные школьники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий, составляющими третий раздел. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: "Бабки", "Городки", "Горелки", "Городок-бегунок", "Двенадцать палочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше", "Ловишка", "Лапта", "Котлы", "Ляпка", "Пятнашки", "Платочек-летуночек", "Считалки", "Третий - лишний", "Чижик", "Чехарда", "Кашевары", "Отгадай, чей голосок", "Веревочка под ногами" и др.

Первый год обучения. Освоение универсальных умений управлять эмоциями в про­цессе учебной и игровой дея­тельности.  Учить излагать правила и условия про­ведения подвижных игр, проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр, соблюдать дисциплину и прави­ла техники безопасности во вре­мя подвижных игр.

Практическая работа. "Бабки", "Городки", "Горелки", "Городок-бегунок", "Двенадцать палочек",

Второй год обучения Моделировать технику выполне­ния игровых действий в зависи­мости от изменения условий и двигательных задач.  Отрабатывать навыки  двигательных дейст­вий, составляющих содержание подвижных игр.

Практическая работа. "Двенадцать палочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше",

Третий год обучения. Формирование  универсальных уме­ний в самостоятельной органи­зации и проведении подвижных игр. Учить излагать правила и условия про­ведения подвижных игр, проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр, соблюдать дисциплину и прави­ла техники безопасности во вре­мя подвижных игр.

Практическая работа. "Ловишка", "Лапта", "Котлы", "Ляпка", "Пятнашки", "Платочек-летуночек",

Четвёртый год обучения. Учить  взаимодействовать в парах и группах при выполнении техни­ческих действий из спортивных игр, осваивать универсальные уме­ния управлять эмоциями во вре­мя учебной и игровой деятель­ности, принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности.

Практическая работа. Считалки", "Третий - лишний", "Чижик", "Чехарда", "Кашевары", "Отгадай, чей голосок", "Веревочка под ногами" и др.

Четвёртый  раздел - силовые игры

Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр четвертого раздела, который отражает стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. В этом разделе применяются игры: "Единоборство" (в различных положениях, с различным инвентарем), "Тяни в круг", "Бой петухов", "Достань камешек", "Перетяни за черту", "Тяни за булавы", "Борящаяся цепь", "Цепи кованы", "Перетягивание каната", "Перетягивание прыжками", "Вытолкни за круг". "Защита укрепления", "Сильный бросок", "Каждый против каждого", "Бои на бревне" и их различные варианты. (3-4 год обучения). Этот же компонент подразумевает знакомство детей с историей возникновения каждой из игр.

Первый год обучения. Осваивать двигательные дейст­вия, составляющие содержание подвижных игр. Взаимодействовать в парах и группах при выполнении техни­ческих действий в подвижных играх. Соблюдать дисциплину и прави­ла техники безопасности во вре­мя подвижных игр.

 Практическая работа. "Единоборство" (в различных положениях, с различным инвентарем), "Тяни в круг", "Бой петухов"

Второй год обучения. Осваивать двигательные дейст­вия, составляющие содержание подвижных игр.Взаимодействовать в парах и группах при выполнении техни­ческих действий в подвижных играх.

 Практическая работа. Достань камешек", "Перетяни за черту", "Тяни за булавы", "Борящаяся цепь", "Цепи кованы",

Третий год обучения. Описывать разучиваемые техни­ческие действия из спортивных игр.

Осваивать технические действия из спортивных игр. Моделировать технические дейст­вия в игровой деятельности.

 Практическая работа. "Перетягивание каната", "Перетягивание прыжками", "Вытолкни за круг". "Защита укрепления",

Четвёртый год обучения Моделировать технику выполне­ния игровых действий в зависи­мости от изменения условий и двигательных задач. Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности.Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в про­цессе учебной и игровой дея­тельности.

 Практическая работа "Единоборство" (в различных положениях, с различным инвентарем)"Сильный бросок", "Каждый против каждого", "Бои на бревне" и их различные варианты.

Пятый раздел - любимые игры детей (предложенные детьми)  

В данный раздел включены игры, которые предложили сами дети. Все игры коллективные. Дети выступают в роли ведущих, объясняют и проводят игру. Педагог следит за ходом игры, дает советы. У детей появляется интерес к самостоятельному проведению игры, сохраняется эмоционально-положительное настроение и хорошие взаимоотношения играющих. Дети приучаются ловко и стремительно действовать в игровой ситуации, оказывать товарищескую помощь, добиваться достижения цели и при этом испытать радость. Ребята учатся самостоятельно и с удовольствием играть.

Шестой раздел - заключительное занятие

Проводится в форме праздника  «Мир  русских народных   игр». Игры к различным народным праздникам «Проводы берёзы», «Бой крашенками»,«Шапочники», «Коробейники», «Сказочница», Гусиное перо», «Подвижки».

Учебно-тематическое планирование

Номер
раздела
 
Название разделов
Количество часов
всего
 
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
 
теория
прак-тика
теория
прак-тика
тео-рия
прак-тика
тео-рия
прак-тика
I.
Игры, отражающие отношение человека к природе
 
II.
Игры с историческим наследием русского народа,  отражающими повседневные занятия наших предков.
 
III.
Игры сверстников прошлых столетий
 
 
 
IV.
Силовые игры
 
 
 
V.
Любимые игры детей
 
 
 
 
 
VI.
Заключительное занятие
 
 
 
 
 
 
итого
 
33ч
34ч
34ч
34ч

 

 

Содержание программы   первого года обучения

п/п
Наименование раздела
№ в разде-ле
Тема занятия.
дата
план
факт
1
Игры, отражающие отношение человека к природе (10ч.)
1
История возникновения народных игр, отражающих отношение человека к природе.
 
 
2
2
 Правила и условия проведения подвижных  игр. Правила техники безопасности во вре­мя подвижных игр.
 
 
3
3
Русская народная игра "Гуси-лебеди".
 
 
4
4
Русская народная игра «Волк во рву»
 
 
5
5
Русская народная игра "Волк и овцы"
 
 
6
6
Русская народная игра "Вороны и воробьи"
 
 
7
7
Русская народная игра "Змейка"
 
 
8
8
Русская народная игра "Зайцы в огороде"
 
 
9
9
Русская народная игра "Пчелки и ласточки"
 
 
10
10
Русская народная игра "Кошки-мышки"
 
 
11
Игры с историческим наследием русского народа,  отражающими повседневные занятия наших предков. (5ч)
1
"Быт русского народа".Беседа.
 
 
12
2
Русская народная игра "Дедушка-рожок"
 
 
13
3
Русская народная игра "Домики".
 
 
14
4
Русская народная игра "Ворота".
 
 
15
5
Русская народная игра «Встречный бой"
 
 
16
 
 
Игры сверстников прошлых столетий
1
Беседа «Игры сверстников прошлых лет»
 
 
17
2
Русская народная игра "Бабки".
 
 
 
18
3
Русская народная игра "Городки".
 
 
19
4
Русская народная игра "Горелки"
 
 
20
5
Русская народная игра "Городок-бегунок"
 
 
21
 
6
Русские  народные  игры «Городки», «Горелки», «Бабки».
 
 
22
 
 
 
Силовые игры
 
1
"Единоборство" (в различных положениях, с различным инвентарем).
 
 
 
23
2
"Единоборство"
 
 
24
3
Легендарные  русские  богатыри. Беседа.
 
 
25
4
"Тяни в круг"
 
 
 
26
5
"Тяни в круг", "Бой петухов"
 
 
 
27
 
 
 
 
 
 
 
Любимые игры детей
1
Игры с метанием, передачей и ловлей мяча.«Увернись от мяча» «Сильный бросок»
 
 
28
2
Игры с бегом.
«Прятки», «Перехватчики»
 
 
29
3
Хороводные игры. «Ручеёк», «Заинька»
 
 
30
4
Игры со скакалками. «Скакалочка», «Люлька», «Удочка».
 
 
31
5
Общеразвивающие игры.
«Во поле берёза», «Вытолкни за круг», «Казаки и разбойники».
 
 
32
6
 Игры с разными предметами.  «Домики», «Бирюльки».
 
 
33
Заключительное занятие
1
Праздник «Мир русских народных игр».
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методические средства обучения

Литература

1. Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990

2. Вавилова Е. Н. Бегай, прыгай, метай.- М., 1982 г.

3. Гришина В. С. Румяные щечки.- М., ФиС, 1988 г.

          4. «Детские подвижные игры народов СССР» - составитель А.В.Кенеман; под ред.

            Т.И.Осокиной, Москва, Просвещение, 1989 г.- 239 с., ISBN 5-09-002913-

         5.  Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000

          6. Литвинова М.Ф. Русские народные игры.-Москва, /Просвещение/ 198

         7. Осокина Т. И. «Детские подвижные игры народов», Москва «Просвещение», 1989 г.

  8. Панкеев И. Русские народные игры.- Москва,1998;

        9. Семенов С. С. Городки.- М., 1982 г.

       10.Шевченко И. В. «Вместе весело играть», Ростов-на-Дону «Феникс», 2002 г.

 

Материально- техническое обеспечение программы:

 

Ø  гимнастическая дорожка (4мата);

Ø   теннисные мячи;

Ø  4 набора кубиков (по 9 штук в каждом);

Ø  гимнастические обручи;

Ø  гимнастические палки;

Ø  мячи – прыгунки;

Ø   миниклюшки;

Ø  платочки;

Ø  скакалки;

Ø  камешки одного размера (галька);

Ø  декоративные удочки;

Ø   флажки;

Ø  2 набора «Городки».

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий