четверг, 6 декабря 2012 г.

дополнительная программа по социальному направлению


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 39» ГОРОДА КИРОВА

 

  «УТВЕРЖДАЮ»

                     Директор школы:________

  Бабинцева И.Н.

                                         Приказ № ____от ____________2013 г.

 

 

      «СОГЛАСОВАНО»

                           Заместитель директора по УВР

                       _________/Агалакова С.И./

                             «_____»_______________2013 г.

 

      «РАССМОТРЕНО»

                                                             Руководитель ШМО учителей начальных классов

                      ________/Агалакова С.И./

                                               Протокол №____ от_____________2013г.

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНОГО  НАПРАВЛЕНИЯ   

 « ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ»

1 «Б» КЛАСС

НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                               

                                                              Автор-составитель:

                                                              Огородникова  Инна   Георгиевна, 

                                                              учитель начальных классов

                                                              I квалификационной категории

 

 

 

 

Киров 2013г.

Пояснительная записка

Программа кружка «Путешествие в мир профессий» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В. А. Горского, А. А. Тимофеева, Д. В. Смирнова, программы  Елькиной О.Ю. «Путешествие в мир профессий».

         Кружок   введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в   

        рамках  социального   направления. Программа  кружка   разработана на один год  

        занятий с детьми младшего школьного возраста 6-7 лет и  рассчитана на  33 часа (1 час в

         неделю). Программа кружка «Путешествие в мир профессий»  реализована в рамках

       «Внеучебной    деятельности» в  соответствии с   образовательным планом.

 Актуальность программы

Для того, чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объёмом  информации: знать целый мир профессий, предмет и цели труда, уметь выделять, понимать основные требования профессии к человеку, как и где получить выбранную профессию, перспективы профессионального роста.

Особое место в профессиональном  самоопределении молодёжи занимает профориентационная работа общеобразовательного учреждения. Её смысл заключается в том, чтобы помочь  детям и их родителям правильно и своевременно сориентироваться в мире  современных профессий и не ошибиться в выборе будущего.Важную роль в процессе профессионального самоопределения играет и начальная школа, призванная заложить в ребёнке фундамент  основных инструментов  изменения себя как субъекта учебной и профессиональной деятельности. Она призвана, начиная с младших классов, психологически готовить детей к труду, выявляя их индивидуальные склонности  и способности, развивать представления о мире существующих профессий.

С переходом на национальную образовательную инициативу «Наша новая школа»,которая требует  таких качеств личности  как инициативность, способность творчески мыслить  находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться  в течение всей жизни, следует уделять огромное внимание подготовке личности, готовой к жизни в конкурентном мире. Все эти навыки формируются  с детства.

Школа является критически важным элементом в этом процессе, а 1 класс является фундаментальным, т.к.этот возраст является сензитивным для восприятия и познания окружающего мира. С учётом когнитивных, личностно-возрастных особенностей первоклассников, появляется дополнительная возможность  мотивировать обучающихся к учебной деятельности через перспективу выбора профессии.

Курс «Путешествие в мир профессий» служит для ознакомления детей младшего школьного возраста с миром профессий с помощью практико-ориентированных средств с учетом индивидуальных показателей развития обучающихся.

Цель программы: формирование представлений обучающихся  о разнообразии профессий и значимости труда в жизни человека.

Задачи программы:

·         Расширять знания детей о мире профессий и профессиональных качествах; в доступной форме познакомить с содержанием различных профессий.

·         Углублять знания о том, что люди должны делать и знать, чтобы научиться определенной профессии, обогащать речь детей профессиональной лексикой.

·         Стимулировать проявление отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учебе, небережливости и равнодушию к результатам труда людей.

·         Воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда, понимание его роли в жизни человека.

 

Содержание  программы определяется возрастными особенностями младших школьников. 

 Каждое занятие  имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

  Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.  В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.

   Занятия,  проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний.   Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.

 

                                             Предполагаемые  результаты               

освоения курса «Путешествие в мир профессий»

Личностными результатами изучения курса   в 1-м классе является формирование следующих умений:

·         пытаться объяснять самому себе, «что во мне хорошо, а что плохо», «что я хочу», «что я могу»; испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать и проявлять чувства в добрых поступках;

·         оценивать поступки как «хорошие» или «плохие», понимать общечеловеческие ценности, уважать труд и культуру труда; осуществлять добрые дела, полезные другим людям, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний.

·         Понимать важность положительного отношения к труду, бережного отношения к результатам труда; понимать важность выполнения роли «хорошего ученика»,важность познания нового.

Метапредметными результатами изучения курса   в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

·         Определять цель деятельности с помощью учителя, искать средства её осуществления;

·         В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки выполнения своей работы.

Познавательные УУД:

·         ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с

                помощью учителя;

·         добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

·         перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате   совместной  работы всего класса;

 

Коммуникативные УУД:

·         оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих жизненных речевых ситуаций;

·         учиться критически относиться к своему мнению; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменять свою точку зрения.

В результате изучения курса у младших школьников формируются:

  • первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно- трудовых проектов;
  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении трудовых заданий;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.

 

Учебно-тематический план

Название раздела
Количество часов
1.
Введение в мир труда и профессий
2.
Знакомство с профессиями
20ч
3.
Обобщение знаний о профессиях.
 
Итого:
33ч

 

Тематический план занятий по программе «Путешествие в мир профессий»

Первый  год обучения.    

дата
Название раздела
Тема мероприятия
Содержание
план
факт
1
 
 
Введение в мир труда и профессий
Игровой час «Что такое профессия. Какие бывают профессии»
Выявление уровня знаний обучаю-щихся о профессиях.
Знакомство с профессиями различ-ных отраслей: строительство, торговля, медицина, образование.
Организация выставки рисунков «Какие бывают профессии»
2
 
 
 
Путь в профессию начинается в школе
Значение труда в жизни человека. Знакомство с профессиями различ-ных отраслей: сфера обслужива-ния. Изготовление паспорта профессий.
3
 
 
 
Труд на радость себе и людям.
Культура труда.
Планирование своего труда.
Игра «Собери пословицу о труде»
4
 
 
 
Фестиваль профессий.
Мир интересных профессий. Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель.
5
 
 
 
«О профессиях разных, нужных и важных.»
Игра «Угадай профессию».
6
 
 
 
У каждого дела запах особый!
Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»
Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак?
7
 
 
 
Мой труд каждый день дома.
Рассказы учащихся. Организация выставки рисунков «Мой труд дома».
8
(1)
 
 
Знакомство с профессиями
Профессии наших родителей.
Защита мини-проектов «Профессия моих родителей»
9
(2)
 
 
 
Встреча с родителями разных профессий
Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?»
10
(3)
 
 
 
Труд людей осенью.
Знакомство с профессиями: тракторист, комбайнёр, овощевод..
11
(4)
 
 
 
 
Где работать мне тогда?
Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»
12
(5)
 
 
 
Есть такая профессия-учитель.
Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель?
Сценка «На уроке»
Конкурс загадок на тему «Школа»
13
(6)
 
 
 
Профессия – врач.
Экскурсия в медицинский кабинет школы.
Знакомство с профессией врача, медицинской сестры.
Пресс-конференция со школьной медсестрой.
Сюжетно-ролевая игра «В больнице»
14
(7)
 
 
 
Профессия -библиотекарь
Экскурсия в школьную библиотеку
15
(8)
 
 
 
Профессия - продавец
Заочное путешествие в магазин.
Сюжетно-ролевая игра «В магазине»
16
(9)
 
 
 
Профессия - парикмахер
Знакомство с профессией  парикмахера.
Экскурсия в парикмахерскую
 
17
(10)
 
 
 
Профессия-дизайнер.
Знакомство с профессией дизайнер. Мастер –класс «Очумелые ручки».Эскиз штор из ткани.
18
(11)
 
 
 
Профессия -модельер
Знакомство с профессией –модельер. Мастер –класс «Шьём платье для куклы».
19
(12)
 
 
 
Профессия - повар
Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара .
20
(13)
 
 
 
Профессия-строитель
Заочное путешествие на стройку. Знакомство с профессией строитель.
21
(14)
 
 
 
Профессия-пекарь
«Хвала рукам, что пахнут хлебом!»
Заочное путешествие в пекарню. Знакомство с профессией пекарь.
22
(15)
 
 
 
Профессия - художник
Знакомство с профессией художника.  Викторина «Какие предметы нужны художнику?»
Конкурс рисунков «Я-художник»
23
(16)
 
 
 
Встреча с автоинспектором ДПС.
Знакомство с профессией автоинспектор. Игра «Будь внимателен на улице!»
24
(17)
 
 
 
Профессия-почтальон.
Знакомство с профессией почтальона .Экскурсия на почту
25
(18)
 
 
 
Профессия –пожарный.
Экскурсия в пожарную часть. Знакомство с профессией пожарный.
26
(19)
 
 
 
Профессия- шофёр.
Знакомство с профессией шофёр. Сюжетно-ролевая игра «Я-водитель».
 
27
(20)
 
 
 
Профессия-военнослужащий.
Знакомство с профессией военнослужащий.
28
(1)
 
 
Обобщение знаний о профессиях.
«Разные профессии»
Ролевая игра
29
(2)
 
 
 
 
«Профессии и труд»
Игровой тренинг
30
(3)
 
 
 
«Самые нужные профессии»
Викторина
31
(4)
 
 
 
«Что мы знаем о профессиях?»
Игра-экспромт
32
(5)
 
 
 
«Все профессии важны, все профессии нужны!»
Праздник
33
(6)
 
 
 
«Моя мечта о будущей профессии»
Мини-проект

Учебно-методические средства обучения

Литература

1. Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий. Программа с методическими рекомендациями для учителей 1 – 4 классов. М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2011

2.Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий»

3.Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред. проф. Дубровиной И.В., Москва, «Гардарика» 1998

4.Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября», 2004

Интернет-ресурсы

1.Профессия –модельер. Шьем платье кукле. http://edu.of.ru/771school/default.asp?ob_no=56503

2.Профессия –дизайнер. Эскиз штор из ткани. http://edu.of.ru/771school/default.asp?ob_no=56503

3. О строительных профессиях.  ttp://edu.of.ru/771school/default.asp?ob_no=56503

4. Профессия-повар  ttp://edu.of.ru/771school/default.asp?ob_no=56503  

  5.»Путешествие в мир профессий». 1 класс. Рабочая программа. htt://www.calameo.com/books/000654254615d0fcd6756p

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий