МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №
39» ГОРОДА КИРОВА
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы:________
Бабинцева И.Н.
Приказ
№ ____от ____________2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель
директора по УВР
_________/Агалакова
С.И./
«_____»_______________2013 г.
«РАССМОТРЕНО»
Руководитель ШМО учителей
начальных классов
________/Агалакова С.И./
Протокол №____ от_____________2013г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
« ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ»
1 «Б» КЛАСС
НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Автор-составитель:
Огородникова Инна
Георгиевна,
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Киров 2013г.
Пояснительная записка
Программа кружка «Путешествие в мир профессий»
составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, на
основе примерных программ внеурочной деятельности начального и основного
образования под редакцией В. А. Горского, А. А. Тимофеева, Д. В. Смирнова,
программы Елькиной О.Ю. «Путешествие
в мир профессий».
Кружок введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением
в
рамках социального направления. Программа кружка разработана на один год
занятий с детьми младшего школьного
возраста 6-7 лет и рассчитана на 33 часа (1 час в
неделю). Программа кружка «Путешествие
в мир профессий» реализована в
рамках
«Внеучебной
деятельности» в соответствии
с образовательным планом.
Актуальность
программы
Для
того, чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным
объёмом информации: знать целый мир
профессий, предмет и цели труда, уметь выделять, понимать основные требования
профессии к человеку, как и где получить выбранную профессию, перспективы
профессионального роста.
Особое
место в профессиональном самоопределении
молодёжи занимает профориентационная работа общеобразовательного учреждения. Её
смысл заключается в том, чтобы помочь
детям и их родителям правильно и своевременно сориентироваться в
мире современных профессий и не
ошибиться в выборе будущего.Важную роль в процессе профессионального
самоопределения играет и начальная школа, призванная заложить в ребёнке
фундамент основных инструментов изменения себя как субъекта учебной и
профессиональной деятельности. Она призвана, начиная с младших классов,
психологически готовить детей к труду, выявляя их индивидуальные склонности и способности, развивать представления о мире
существующих профессий.
С
переходом на национальную образовательную инициативу «Наша новая школа»,которая
требует таких качеств личности как инициативность, способность творчески
мыслить находить нестандартные решения,
умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни, следует уделять
огромное внимание подготовке личности, готовой к жизни в конкурентном мире. Все
эти навыки формируются с детства.
Школа
является критически важным элементом в этом процессе, а 1 класс является
фундаментальным, т.к.этот возраст является сензитивным для восприятия и
познания окружающего мира. С учётом когнитивных, личностно-возрастных
особенностей первоклассников, появляется дополнительная возможность мотивировать обучающихся к учебной
деятельности через перспективу выбора профессии.
Курс «Путешествие в мир профессий» служит для
ознакомления детей младшего школьного возраста с миром профессий с помощью
практико-ориентированных средств с учетом индивидуальных показателей развития
обучающихся.
Цель программы: формирование представлений
обучающихся о разнообразии профессий и
значимости труда в жизни человека.
Задачи программы:
·
Расширять
знания детей о мире профессий и профессиональных качествах; в доступной форме
познакомить с содержанием различных профессий.
·
Углублять
знания о том, что люди должны делать и знать, чтобы научиться определенной
профессии, обогащать речь детей профессиональной лексикой.
·
Стимулировать
проявление отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учебе,
небережливости и равнодушию к результатам труда людей.
·
Воспитывать
уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда,
понимание его роли в жизни человека.
Содержание
программы определяется возрастными
особенностями младших школьников.
Каждое занятие
имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной
профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о
мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к
рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что
представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей. В данном курсе игровая мотивация превалирует,
перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии
своих способностей.
Занятия,
проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с
элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует
формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой
деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Предполагаемые
результаты
освоения
курса «Путешествие в мир профессий»
Личностными
результатами изучения курса в 1-м
классе является формирование следующих умений:
·
пытаться объяснять самому себе, «что во
мне хорошо, а что плохо», «что я хочу», «что я могу»; испытывать чувство
гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать и проявлять чувства в добрых
поступках;
·
оценивать поступки как «хорошие» или
«плохие», понимать общечеловеческие ценности, уважать труд и культуру труда;
осуществлять добрые дела, полезные другим людям, в том числе отказываться ради
них от каких-то своих желаний.
·
Понимать важность положительного
отношения к труду, бережного отношения к результатам труда; понимать важность
выполнения роли «хорошего ученика»,важность познания нового.
Метапредметными результатами
изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
·
Определять цель деятельности с помощью
учителя, искать средства её осуществления;
·
В диалоге с учителем учиться
вырабатывать критерии оценки выполнения своей работы.
Познавательные УУД:
·
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного с
помощью учителя;
·
добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию,
полученную от учителя;
·
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса;
Коммуникативные УУД:
·
оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих жизненных
речевых ситуаций;
·
учиться критически относиться к своему мнению; слушать
других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменять свою точку
зрения.
В результате изучения курса у младших
школьников формируются:
- первоначальные
представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования,
труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- уважение
к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные
представления об основных профессиях;
- ценностное
отношение к учебе как виду творческой деятельности;
- элементарные
представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни
человека и общества;
- первоначальные
навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации
учебных и учебно- трудовых проектов;
- умение
проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в
выполнении трудовых заданий;
- умение
соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное
отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному
имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное
отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к
результатам труда людей.
Учебно-тематический
план
№
|
Название раздела
|
Количество часов
|
1.
|
Введение
в мир труда и профессий
|
7ч
|
2.
|
Знакомство
с профессиями
|
20ч
|
3.
|
Обобщение
знаний о профессиях.
|
6ч
|
Итого:
|
33ч
|
Тематический
план занятий по программе «Путешествие в мир профессий»
Первый год обучения.
№
|
дата
|
Название раздела
|
Тема мероприятия
|
Содержание
|
|
план
|
факт
|
||||
1
|
Введение
в мир труда и профессий
|
Игровой
час «Что такое профессия. Какие бывают профессии»
|
Выявление
уровня знаний обучаю-щихся о профессиях.
Знакомство
с профессиями различ-ных отраслей: строительство, торговля, медицина,
образование.
Организация
выставки рисунков «Какие бывают профессии»
|
||
2
|
Путь
в профессию начинается в школе
|
Значение
труда в жизни человека. Знакомство с профессиями различ-ных отраслей: сфера
обслужива-ния. Изготовление паспорта профессий.
|
|||
3
|
Труд
на радость себе и людям.
|
Культура
труда.
Планирование
своего труда.
Игра
«Собери пословицу о труде»
|
|||
4
|
Фестиваль
профессий.
|
Мир
интересных профессий. Рассказ
учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель.
|
|||
5
|
«О
профессиях разных, нужных и важных.»
|
Игра
«Угадай профессию».
|
|||
6
|
У
каждого дела запах особый!
|
Чтение учителем
произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»
Дискуссия:
почему бездельник не пахнет никак?
|
|||
7
|
Мой
труд каждый день дома.
|
Рассказы
учащихся. Организация выставки рисунков «Мой труд дома».
|
|||
8
(1)
|
Знакомство
с профессиями
|
Профессии
наших родителей.
|
Защита
мини-проектов «Профессия моих родителей»
|
||
9
(2)
|
Встреча
с родителями разных профессий
|
Пресс-конференция
с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?»
|
|||
10
(3)
|
Труд
людей осенью.
|
Знакомство
с профессиями: тракторист, комбайнёр, овощевод..
|
|||
11
(4)
|
Где
работать мне тогда?
|
Чтение
учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков
«Кем я хочу стать?»
|
|||
12
(5)
|
Есть
такая профессия-учитель.
|
Кто такой учитель? Проблемная
ситуация: каким должен быть учитель?
Сценка «На уроке»
Конкурс
загадок на тему «Школа»
|
|||
13
(6)
|
Профессия
– врач.
Экскурсия
в медицинский кабинет школы.
|
Знакомство
с профессией врача, медицинской сестры.
Пресс-конференция
со школьной медсестрой.
Сюжетно-ролевая
игра «В больнице»
|
|||
14
(7)
|
Профессия
-библиотекарь
|
Экскурсия
в школьную библиотеку
|
|||
15
(8)
|
Профессия
- продавец
|
Заочное путешествие в магазин.
Сюжетно-ролевая
игра «В магазине»
|
|||
16
(9)
|
Профессия
- парикмахер
|
Знакомство с профессией парикмахера.
Экскурсия в парикмахерскую
|
|||
17
(10)
|
Профессия-дизайнер.
|
Знакомство с профессией дизайнер.
Мастер –класс «Очумелые ручки».Эскиз штор из ткани.
|
|||
18
(11)
|
Профессия
-модельер
|
Знакомство с профессией –модельер.
Мастер –класс «Шьём платье для куклы».
|
|||
19
(12)
|
Профессия
- повар
|
Знакомство
с профессией повара. Интервьюирование школьного повара .
|
|||
20
(13)
|
Профессия-строитель
|
Заочное
путешествие на стройку. Знакомство с профессией строитель.
|
|||
21
(14)
|
Профессия-пекарь
«Хвала
рукам, что пахнут хлебом!»
|
Заочное
путешествие в пекарню. Знакомство с профессией пекарь.
|
|||
22
(15)
|
Профессия
- художник
|
Знакомство
с профессией художника. Викторина
«Какие предметы нужны художнику?»
Конкурс
рисунков «Я-художник»
|
|||
23
(16)
|
Встреча
с автоинспектором ДПС.
|
Знакомство
с профессией автоинспектор. Игра «Будь внимателен на улице!»
|
|||
24
(17)
|
Профессия-почтальон.
|
Знакомство
с профессией почтальона .Экскурсия на почту
|
|||
25
(18)
|
Профессия
–пожарный.
|
Экскурсия
в пожарную часть. Знакомство с профессией пожарный.
|
|||
26
(19)
|
Профессия-
шофёр.
|
Знакомство
с профессией шофёр. Сюжетно-ролевая игра «Я-водитель».
|
|||
27
(20)
|
Профессия-военнослужащий.
|
Знакомство
с профессией военнослужащий.
|
|||
28
(1)
|
Обобщение
знаний о профессиях.
|
«Разные
профессии»
|
Ролевая
игра
|
||
29
(2)
|
«Профессии
и труд»
|
Игровой
тренинг
|
|||
30
(3)
|
«Самые
нужные профессии»
|
Викторина
|
|||
31
(4)
|
«Что
мы знаем о профессиях?»
|
Игра-экспромт
|
|||
32
(5)
|
«Все профессии важны, все профессии
нужны!»
|
Праздник
|
|||
33
(6)
|
«Моя
мечта о будущей профессии»
|
Мини-проект
|
|||
Учебно-методические
средства обучения
Литература
1. Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий. Программа
с методическими рекомендациями для учителей 1 – 4 классов. М.: Образовательно-издательский
центр «Академия», 2011
2.Сухаревская
Е.Ю. «Мир профессий»
3.Психология. Учебное пособие для
начальной школы./ под ред. проф. Дубровиной И.В., Москва, «Гардарика» 1998
4.Методическая газета для педагогов-психологов
«Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября», 2004
Интернет-ресурсы
1.Профессия
–модельер. Шьем платье кукле.
http://edu.of.ru/771school/default.asp?ob_no=56503
2.Профессия –дизайнер. Эскиз штор из ткани.
http://edu.of.ru/771school/default.asp?ob_no=56503
3. О строительных профессиях.
ttp://edu.of.ru/771school/default.asp?ob_no=56503
4. Профессия-повар
ttp://edu.of.ru/771school/default.asp?ob_no=56503
5.»Путешествие в мир профессий». 1 класс. Рабочая программа. htt://www.calameo.com/books/000654254615d0fcd6756p
Комментариев нет:
Отправить комментарий